Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Номер открывает большой материал Вячеслава Петровича Елютина, советского государственного деятеля, ученого-металлурга, педагога, министра высшего и среднего специального образования СССР. Члена-корреспондента АН СССР В. П. Елютин является соавтором зарегистрированного Государственным реестром открытий СССР научного открытия: Явление ускоренного испарения углерода из металлокарбидных и карбидоуглеродных эвтектик. Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почёта». Лауреат Сталинской премии СССР. Автор говорит о том, что процесс повышения образовательного уровня людей осуществляется при помощи большой организаторской работы государственных и общественных органов. Эта организаторская работа выражается прежде всего в обеспечении объективных условий для образования народа – в обеспечении реальных материальных условий и плановых начал образования.