Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ударение в глаголах на -ировать неодинаково: оно может падать как на первую часть суффикса, так и на вторую — аплодировать, агитировать, стимулировать; маршировать, бомбардировать, командировать. Существует распространённое мнение, что причиной двоякого ударения в глаголах на -ировать является различие в количестве слогов: четырёхсложные глаголы имеют обычно ударение на конце, пятисложные — тоже на конце, при возможном здесь ударении на слоге -ир-, шести- и более сложные характеризуются только ударением на -ир-, за чрезвычайно редким исключением. Автор статьи обращает внимание на тот факт, что наконечным ударением (-ировать) характеризуются, как правило, глаголы наиболее старые, освоение которых относится к концу XVIII или началу XIX в. Чем ближе к нашему времени, тем всё более увеличивается число глаголов с ударением на -ировать и уменьшается число глаголов с ударением на -ировать.