Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Практика преподавания русского языка иностранцам показывает, что употребление предлогов в—из, на—с при именах — географических названиях, когда они обозначают какие-либо области, районы, территории, вызывает у изучающих русский язык определённые трудности, приводя к частым ошибкам. Примеры, приведенные в этой статье, взяты из учебников географии: К. Ф. Строев. География СССР. М., 1965; Е. Л. Шувалов и др. Экономическая география СССР. М., 1965; М. И. Давыдова. Физическая география СССР; Т. В. Васильева. Физическая география частей света. М., 1966. Кроме того, как иллюстративный материал были использованы примеры из произведений К. Паустовского, В. Беляева, а также из советской периодической печати.