Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В этом номере продолжается публикация «учебных разговоров». Публикуемые «учебные разговоры» не являются «учебными» в строгом смысле этого слова; их главная цель — как можно точнее и реалистичнее отразить живую русскую речь нынешних дней. Авторы – сотрудники Научно-методического центра русского языка, внимательно изучают современную живую речь при помощи магнитофонных и стенографических записей, производимых непосредственно «в ситуациях»: на улице, в магазине, на собрании и т. д. Предлагаемые «разговоры» и являются отражением этих записей, из которых удаляются очевидные ошибки и «неправильности», жаргонизмы и диалектизмы. Учебный разговор «Приглашаем вас» Некоторые формулы приглашения и ответов на него. Учебный разговор «Путешествуйте с нами»