Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лингафон пользуется популярностью. Это связано с полным признанием методистами огромного значения устной речи, которой следует обучать в первую очередь. Возможность многократного прослушивания образцов речи людей, для которых изучаемый язык является родным, даёт определённое преимущество лингафонному методу перед другими методами обучения иностранному языку. Автор статьи считает, что лингафонный метод не является универсальным методом, дающим возможность полного и всестороннего изучения языка. Лингафон не предназначен для обучения чтению, правописанию, грамматике как полному набору необходимых обучающемуся правил. Основное его назначение — это обучение правильному произношению и живой разговорной речи.