Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лингвистическая теория предопределяет основные компоненты процесса обучения. Такой вывод подтверждает история методики: существенные сдвиги в методике следовали всегда за переломными моментами в истории языкознания. В том пункте, который касается зависимости методики преподавания языка от лингвистической теории, методика была и остаётся в той степени совершенной или несовершенной, в какой адекватной или неадекватной является теория языка, лежащая в основе данной методики. В предлагаемой статье обсуждается один из лингвистических вопросов, имеющих непосредственное отношение к преподаванию языка, — вопрос о моделях предложений, в особенности вопрос о критериях определения тождества — различия моделей.