Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Влияние прагматического значения на отношения пересечения делимитативных глаголов
Крекич Й.
(pdf, 937 KB)
Грамматика и некоторые методические категории в процессе обучения русскому языку как иностранному
Елинек С.
(pdf, 514 KB)
Интервью с О.А. Лаптевой и Е.М. Степановой
Некоторые проблемы теории и практики обучении языку специальности
Мотина Е.И.
Об изучении синтаксической синонимии
Габка К.
(pdf, 541 KB)
Проблематика секций: «Функционирование современного русского языка и опыт преподавания», «Проблемы обучения русскому языку специалистов в различных областях знания»