Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Издательство «Просвещение» проводит в Русском центре цикл вебинаров
06.03.2017
В Русском центре Таджикского национального университета начался цикл вебинаров, организованный издательством «Просвещение», которые будут проходить еженедельно по пятницам.
Первый вебинар состоялся 3 марта и был посвящён законодательному регулированию языковой образовательной политики и языковой ситуации в РФ. Рассматривались следующие проблемы: образование как стратегическая отрасль и ресурс безопасности России, нормативно-правовая база языковой образовательной политики РФ, русский язык – язык межнационального общения. Занятие вела Ольга Ивановна Артеменко, член-корреспондент РАЕН, к. биологических наук, доцент, руководитель центра этнокультурной стратегии образования ФИРО Министерства образования и науки РФ. В конце мероприятия состоялась научная дискуссия, затем лектор ответила на многочисленные вопросы преподавателей и студентов факультета русской филологии ТНУ.
Необходимо отметить, что для повышения качества преподавания русского языка в Таджикистане издательство «Просвещение» оказывает научно-методическую поддержку системы профессионального развития педагогов, создан специальный центр в ТНУ, который будет использовать обучающие программы, разработанные «Академией Просвещения» и специалистами университета. В рамках соглашения, которое было подписано в июле 2016 г. между издательством и университетом, предусматривается и издание учебников, а также учебных пособий для изучения русского языка и литературы в Таджикистане.