Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
03.03.2017
Имя Александра Сергеевича Пушкина для жителей Северной Кореи очень дорого. Его произведения изучаются в местных школах, они переведены на корейский язык. Но для студентов отделения русского языка Пхеньянского университета иностранных языков переводы не нужны. Ведь они прекрасно читают произведения великого русского поэта на его родном языке.
28 февраля в Русском центре при ПУИЯ состоялся литературный вечер памяти А. С. Пушкина, посвящённый 180-летию со дня его гибели. Студенты подготовились к мероприятию очень серьёзно: подобрали стихи для исполнения, составили вопросы, которые хотели бы задать методисту Русского центра Н. В. Белкиной, вспомнили биографию поэта, перечитали его сказки.
Интересен был выбор стихов для прочтения. Это такие произведения, как «Туча», «К Чаадаеву», «Вода и вино», «В Сибирь», «Памятник», «Деревня» и многие другие. Много вопросов вызвало стихотворение «Туча». Ребят интересовали и образы, и средства выразительности, и лирический герой. Вспомнили, конечно, и историю создания, относительно которой существует несколько версий. Студентам особенно понравилась версия о том, что в стихотворении содержится намёк императору на освобождение декабристов, которые уже 10 лет находились в ссылке.
Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина особенно пришлась по душе корейским ребятам. Студенты сказали, что она близка их духу и настроению. Но не менее интересным произведением оказалось знаменитое вступление к поэме «Руслан и Людмила», которое прозвучало в исполнении Н. В. Белкиной. Поговорили и о сказочных образах, и о фольклорных мотивах, и, безусловно, о знаменитом русском духе.
Студенты совершили увлекательное путешествие по знаменитым пушкинским местам благодаря фильму «Александр Сергеевич Пушкин» из серии «Вся Россия. Энциклопедия от А до Я». Много нового и интересного узнали они и об особенностях обучения в Лицее, и о дружбе с Пущиным и Кюхельбекером, и о Южной ссылке, и о последних днях жизни поэта.
Надолго запомнят участники вечера красоту природы Захарьина и Михайловского, а о феномене Болдинской осени мы решили поговорить на одном из занятий подробнее.