Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Воронежский лингвист Иосиф Стернин стал Почетным профессором ОмГУ
15.02.2017
Решение об этом принял ученый совет Омского госуниверситета
Заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Иосиф Стернин стал Почетным профессором Омского государственного университета. Как сообщает пресс-служба ВГУ, решение о присвоении звания одному из ведущих лингвистов современности принял ученый совет ОМГУ имени Достоевского.
СПРАВКА:
Иосиф Стернин – основатель Воронежской научной школы лингвистической концептологии, создавший новое научное направление в лингвистике, автор более тысячи печатных работ, в том числе 30 монографий, которые были изданы как в России, так и за рубежом, учебных пособий для вузов, пособий для школ, брошюр, научных статей.
Открытием Стернина стало новое научное направление – коммуникативная лингвистика, базовые категории которого – коммуникативное сознание и коммуникативное поведение. На основе этих категорий изучаются особенности языкового общения людей, протекание речевой деятельности человека, в том числе, особенности межкультурного общения.
Особо стоит отметить просветительскую деятельность Иосифа Абрамовича: организацию и чтение спецкурсов по культуре речи в средних и высших учебных заведениях, подготовку и издание специальных учебных пособий для школьников, а также создание уникальной телефонной «Службы русского языка» и радиопрограммы «Территория слова».