Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В день памяти А. С. Пушкина стартовала поддержанная фондом «Русский мир» международная акция «Живой Пушкин». Это обращённое к детям и молодёжи национальных регионов Российской Федерации и зарубежных стран приглашение открыть для себя великого поэта и соприкоснуться с его творчеством через новые театральные постановки, мультимедийные проекты, выставки и другие события. Даже спустя почти два столетия после смерти «солнца русской поэзии» всё, созданное им, остаёся актуальным – и новая инициатива Хасавюртовской центральной городской библиотеки имени Расула Гамзатова должна показать, что Пушкин – современник молодых людей XXI века.
О своём участии в акции заявили около полусотни библиотек, образовательных учреждений и общественных организаций России и 12 иностранных государств. Многие из них подготовили к началу стодневного литературного марафона свои оригинальные приветствия, в которых не только пожелали коллегам успехов, но и рассказали о намеченных планах, в остроумной форме поделились своими оригинальными задумками.
Уже на старте интернационального проекта видно, что творческое состязание станет серьёзным испытанием для участников акции, лучшие из которых соберутся летом этого года в Музее-заповеднике «Болдино», где в ходе Всероссийского праздника поэзии продолжат обсуждение проблем приобщения детей и молодёжи к русской литературной классике вообще и творческому наследию А. С. Пушкина в частности.