Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В актовом зале Центра образования и развития «Прогресс» в Нукусе, где располагается Кабинет Русского мира, прошёл конкурс на знание русского языка среди учеников 4-х классов. В конкурсе, состоящем из чтения и письменной работы (диктанта), участвовали 45 учеников центра. Ребята выходили на сцену и декламировали произведения русских и узбекских поэтов – А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, И. А. Крылова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Зульфии (Исраиловой), К. А.Икрамова и других. При этом они продемонстрировали хороший русский язык и понимание текста. Жюри, состоящее из руководителя Кабинета Русского мира, преподавателей начальных классов школ Нукуса, при оценке выступления учеников учитывало выразительность чтения, знание русского языка и дикцию.
По окончании мероприятия руководитель Кабинета Русского мира Г. А. Зоркина поблагодарила организаторов и преподавателей, отметила, что подобные конкурсы способствуют повышению интереса к изучению русского языка, что даёт уверенность в возможности широкого общения и приобщения детей с раннего возраста к достижениям мировой культуры и науки.
Галина Зоркина вручила почётные грамоты лучшим исполнителям, подчеркнув, что они поняли многогранность и красоту русского языка, и пожелала им успехов в учёбе.