Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Преподавателей в Тирасполе познакомили с современными подходами в изучении русского языка
03.02.2017
В Русском центре Приднестровского государственного университета провели вебинар. Темой вебинара стали методики работы с текстом на примере материалов по русскому языку и литературе российского издательства «Просвещение».
Участие в онлайн-встрече приняли преподаватели-филологи Приднестровского госуниверситета, а также учителя русского языка и литературы Тираспольского теоретического лицея (ТОТЛ).
Вебинар провела ведущий методист редакции русского языка и литературы Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» Надежда Мещанкина. На примере учебно-методического комплекса издательства для учащихся 5–11 классов она рассказала о формировании на уроках русского языка основных компетенций школьников: языковых, лингвистических, коммуникативных, культурологических. Работа с текстом, по словам Надежды Мещанкиной, является основой формирования необходимых компетенций и в то же время развивает в ученике интерес к изучению языка, любовь к слову, формирует навыки работы со словом и т. д.
Теоретические сведения были подкреплены практическими примерами из учебно-методического комплекса издательства: учебников и рабочих тетрадей для учеников 5–11 классов.
Издательство «Просвещение» планирует проводить подобные вебинары с определённой периодичностью. Они помогут педагогам познакомиться с современными подходами в изучении русского языка и литературы и не пропустить новейшие разработки в области преподавания данных дисциплин.