Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Цветик-семицветик» исполняет желания учащихся Русского центра
07.02.2017
Русский центр в Нюрнберге и его юные воспитанники, изучающие русский язык, продолжают литературные путешествия в мир детских приключений. Литературный проект «В гостях у сказки» за годы своего существования провёл уже много интересных встреч.
Новый, 2017 год, мы открыли очередным литературным праздником, на котором познакомили гостей Русского центра с детскими произведениями замечательного русского писателя, журналиста, поэта Валентина Петровича Катаева. 28 января 2017 года исполнилось 120 лет со дня рождения русского писателя.
Валентин Петрович Катаев, один из старейших российских писателей, на протяжении всей своей жизни не раз обращался к творчеству для детей. Старшему поколению хорошо знакомы его сказки, написанные писателем в 40-х годах прошлого столетия, – «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик», «Пень», «Жемчужина», «Пряничный домик», «Голубок». Эти поэтические сказки пронизаны светом и добротой, юмором и иронией, грустью и задором. В своих детских сказках Валентин Катаев писал про любовь и дружбу, веру в чудеса, про взаимоотношения детей и взрослых, про интересные дела и встречи. Истории Катаева всегда помогали детям узнавать что-то новое. По многим произведениям писателя поставлены замечательные фильмы и мультипликационные фильмы.
На нашу новую литературную программу мы решили пригласить современное поколение детей, изучающих русских язык, и совершили интересное литературное путешествие по жизни и творчеству Валентина Катаева. Программу подготовили и провели ученики класса «Чайка» субботнего лицея русского языка под руководством их классного руководителя и преподавателя русского языка Зинаиды Шнайдер.
Родился писатель 28 января 1897 года в Одессе. Детство, отрочество и юность В. П. Катаева прошли там. Отец писателя происходил из семьи священника, мать была украинкой и происходила из богатой дворянской семьи. Родители Катаева увлекались литературой и искусством, посещали театры и концерты, лекции. Они прививали в детях любовь к русской литературе. Любимыми писателями в семье Катаевых были А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П.Чехов. У Катаева был младший брат Женя. Оба учились в гимназии. Брату Валентин помогал в учёбе. Именно в этот период начал свой творческий путь молодой писатель. В 13 лет появилось первое стихотворение «Осень». Большинство стихов он пишет о природе. Младший брат, тоже писатель, Евгений Петров. Вместе с Ильёй Ильфом он написал знаменитые романы – «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок».
Началась Первая мировая война, и в семнадцать лет Валентин Катаев вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих газов, которые тогда стали применяться как оружие массового поражения. Затем началась Великая Отечественная война. Он вновь на фронте. В качестве военного корреспондента газеты «Правда» побывал на многих фронтах, видел боевые действия наших войск. Участвовал во многих сражениях. Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность. Самая известная из них — повесть «Сын полка».
В 59 лет Валентин Петрович Катаев стал главным редактором журнал «Юность». Именно там стали публиковаться многие писатели и поэты ХХ века. И именно там Валентин Петрович публиковал свои романы, повести, фельетоны, очерки, заметки, статьи, рассказы, пьесы.
Ребята из класса «Чайка» читали отрывки из сказок Валентина Катаева, делились своими впечатлениями и помогали маленьким зрителям в зале разобраться в поступках героев этих сказок. А самым увлекательным моментом программы стало приглашение всех гостей программы подумать и сказать, а какое желание попросили исполнить они, если бы в их руках оказался волшебный цветок. И пожелания детей были самыми простыми и добрыми, и, пожалуй, самыми важными: чтобы люди на всей земле жили мирно и в достатке, чтобы не было войны, чтобы все были здоровы, чтобы дети хорошо учились в школах и чтобы у них было много хороших друзей.
В заключение программы мы всем залом спели добрую песенку о замечательной поре в жизни человека, о детстве – «Не крутите пёстрый глобус» и посмотрели отрывки из замечательного советского мультфильма «Цветик-семицветик».