Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
22 декабря в Русском центре Горловского института иностранных языков преподаватель кафедры мировой литературы и сравнительного литературоведения Л. В. Волосевич сделала презентацию «Зима в русской живописи и литературе».
Слушатели – студенты и преподаватели института – познакомились с этапами развития пейзажной живописи, узнали об особенностях её развития, постоянных компонентах национального пейзажа. Были продемонстрированы репродукции пейзажей русских художников-классицистов, романтиков, реалистов. На примере видеорепродукций были рассмотрены особенности стилистического своеобразия пейзажной живописи, их проявление в пейзажах на зимнюю тематику. Слушатели узнали о развитии зимней темы в русской живописи, её значении на разных этапах развития русского пейзажа.
Были продемонстрированы репродукции полотен с изображением русской зимы художника-классициста А. Крылова, мариниста И. Айвазовского, художников-реалистов А. Саврасова, И. Шишкина, Ф. Васильева, И. Левитана. На примере полотен передвижников П. Федотова, В. Перова, А. Пряшникова, К. Маковского слушатели познакомились с темой тяжёлой судьбы русского народа.
Для анализа образов и сюжетов картин русских живописцев использовались фрагменты прозаических текстов, лирические произведения русских писателей XVIII–XIX вв.: Г. Державина, П. Вяземского, Ф. Тютчева, Н. Некрасова.