Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Мастерскую творческого письма по книге Д. С. Лихачёва провели в Пхеньяне
05.12.2016
29 ноября 2016 года в Русском центре при Пхеньянском институте иностранных языков для студентов русского отделения была организована мастерская творческого письма по книге Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», посвящённая 110-летию со дня рождения великого русского учёного, философа, писателя, публициста.
Студенты с большим интересом отнеслись к творческому наследию Д. С. Лихачёва, познакомились с биографией, областью научных интересов учёного, читали и анализировали отрывки из «Писем о добром и прекрасном».
Особое внимание было уделено письму, наиболее понравившемуся студентам: «Человек должен быть интеллигентен». Ребята высказали своё мнение по поводу вопроса: образованный и интеллигентный человек – понятия разные или одинаковые?
Центральной частью занятия был выпуск мини-газет «Культура и жизнь», где студенты оформили свои мысли о культурном человеке в виде буквенных ассоциаций (на каждую букву слова «КУЛЬТУРА» они подбирали ассоциативные прилагательные), выстроили логическую цепочку нравственных человеческих ценностей (были названы доброта, милосердие, литература, семья, здоровье, жизнь).
Во время работы мастерской ребята познакомились с понятием «синквейн» и научились его составлять. Итоговым заданием по созданию газеты (а каждый участник мастерской принадлежал к какому-либо отделу) было написание письма, адресованного другу, о главных человеческих ценностях.
С занятия каждый унёс с собой текст понравившегося письма Д. С. Лихачёва как образец выражения истинной любви к людям, отечественной культуре своему отечеству.