Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Институт русского языка может открыть в Ярославской области лингвистические лагеря
24.11.2016
В них будут работать программы изучения русского языка как иностранного
Государственный институт русского языка имени Пушкина планирует открыть в Ярославской области весной 2017 года лингвистические лагеря для детей, в том числе соотечественников из-за рубежа. Об этом на Всероссийском форуме "Будущие интеллектуальные лидеры России" сообщила корреспонденту ТАСС ректор института Маргарита Русецкая.
"Мы хотим сделать лингвистические лагеря, в том числе для детей соотечественников. Мы предложили бы не только отдых в красивых местах Ярославской области, но еще и программы изучения русского языка как иностранного. Институт имени Пушкина имеет большую партнерскую сеть за рубежом, и мы имеем очередь из тех, кто хотел бы приехать в такие лагеря", - сказала она.
Русецкая отметила, что туристическую языковую программу планируется реализовать при поддержке правительства Ярославской области начиная с весенних школьных каникул и для российских школьников. Она даст старт новым краеведческим и литературоведческим, языковедческим программам института.
"Изучение русского языка и литературы всегда сильно окрашено и связано с местными, региональными особенностями. Ярославская земля в этом смысле это кладезь для каждого русского человека, а особенно для ее коренных жителей. Это предмет для гордости и огромный потенциал для повышения своей компетенции в области литературы и русского языка", - отметила ректор.
О форуме
Форум одаренных детей "Будущие интеллектуальные лидеры России" проводится в Ярославле с 2013 года. По замыслу организаторов, эта универсальная площадка предназначена для общения, обучения и презентации собственных проектов и идей, которая собирает талантливых школьников со всей страны.
В этом году для участия в форуме, который проходит с 21 по 24 ноября, приехали около 500 школьников и почти 200 педагогов из 85 регионов страны. Главная тема форума - подготовка инженерных кадров для передовых предприятий России.