Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ректор МГУ попросил Васильеву разрешить вузам письменные экзамены
23.11.2016
Виктор Садовничий напомнил, что МГУ, как только вузу было дано такое право, стал проводить свой экзамен
Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, председатель Российского союза ректоров Виктор Садовничий попросил главу Минобрнауки РФ Ольгу Васильеву разрешить вузам проводить собственные письменные экзамены.
"Разрешите тем вузам, которые готовы к этому, проводить собственный экзамен - один дополнительный письменный", - обратился Садовничий к Васильевой на заседании совета Российского союза ректоров (РСР).
Он добавил, что МГУ, как только ему было дано такое право, стал проводить свой экзамен.
"Я считаю, для нас это архиважно. Потому что таким образом у нас есть три показателя: мы учитываем ЕГЭ, мы берём победителей олимпиад, мы проводим письменный собственный экзамен по всем предметам. И, если сказать честно, он (экзамен) ставит все на свои места. Особенно для инженерных вузов", - заключил ректор МГУ.
Глава Минобрнауки поддержала предложение Садовничего.
"Виктор Антонович очень правильно обратился ко мне с предложением, которое есть у вузов", - сказала Васильева на заседании совета РСР.
Однако она добавила, что "никто никого не будет заставлять".
"Этот вопрос о предоставлении права проведения внутреннего экзамена всем российским вузам, включая в первую очередь медицинские, инженерные и педагогические, требует обсуждения", - отметила министр.
Привлекать победителей международных олимпиад
Садовничий также предлагает создать перечень международных олимпиад, победителям которых будут предоставляться льготы при поступлении в вузы РФ.
"Мы хотим создать критерии для включения таких (международных) олимпиад в перечень дающих право льгот. Почему это важно - это дает привлечение иностранных студентов", - подчеркнул Садовничий.
Он добавил, что если такой перечень будет создан и школьники-иностранцы будут это знать, "это очень важно".
Примерными критериями является количество участников международных олимпиад школьников - не менее 100 человек, положительное экспертное заключение для олимпиадных заданий по итогам экспертизы Российского совета олимпиад школьников и пр.
"Тринадцать олимпиад на 2016-2017 год соответствуют этим критериям", - отметил Садовничий.