Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Старшеклассники Монголии написали эссе «Мои впечатления от русского кино»
22.11.2016
Изданием книги эссе «Моё русское кино. Взгляд из Монголии» завершился первый этап фестиваля-конкурса «Моё русское кино», проведённого под эгидой фонда «Русский мир».
В конкурсе, организованном Бурятским государственным университетом, приняли участие более 250 школьников столицы Монголии – Улан-Батора. Ребята посмотрели фильмы по произведениям русских классиков XIX–XX веков. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Судьба человека» М. А. Шолохова, «Метель» А. С. Пушкина в постановке кинорежиссеров В. Бортко, С. Бондарчука, В. Басова вызвали живой интерес у монгольских старшеклассников, и они по-особому взглянули на русскую классическую литературу и кинематограф. Особенно сильные чувства испытали юноши и девушки при просмотре фильмов на героические темы, многие из них плакали.
Вот что старшеклассники написали о фильме «Тарас Бульба»: «Я надеюсь, что в глубине вашей души рождается гордость, что у вас такая родина, семья, вера и такие товарищи есть». «Фильм изменил мои мысли о русском кино. Если бы я сегодня не посмотрел такой замечательный фильм, я бы так и не узнал, что русские фильмы так близки и понятны нам, монголам, да и другим людям из разных стран».
А фильм «Судьба человека» помог Б. Мишээл понять: «С какими бы трудностями и испытаниями ты ни столкнулся, через какие бы мучения ты ни прошёл, что бы ты ни потерял, в жизни всегда можно найти хоть отблеск надежды и маленькое счастье, которое может изменить полностью твою жизнь и дать новые силы начать всё с чистого листа».
46 лучших эссе были отобраны для книги эссе, которая будет вручена победителям на втором этапе фестиваля-конкурса.