Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«В Год Лихачева вдвое увеличить бюджеты библиотек»
10.11.2006
2006 год в России указом президента был объявлен Годом гуманитарных наук, культуры и образования — Годом академика Дмитрия Лихачева, 100-летие которого будет отмечаться 28 ноября. Социологические опросы показывают, что фигура Лихачева и сегодня остается невероятно популярной — больше 90 процентов опрошенных помнят его и знают о его жизни и работе.
Исследования такого масштаба, как те, что были проведены социологическим центром «Мегаполис» и «Агентством Социальной Информации Санкт-Петербург», обычно применяются для изучения глобальных общественных проблем, в этом году с их помощью выясняли отношение людей к Дмитрию Лихачеву. Оказалось, что его не только помнят почти все, но как будто продолжают с ним диалог. Чаще всего его называли ученым-гуманистом и русским интеллигентом, но попутно выяснилось, что значительная часть населения сегодня относится к интеллигенции, лишенной денег и власти, с пренебрежением. Одновременно обозначилось и резко отрицательное отношение людей к официальным юбилейным мероприятиям, которые, как правило, имеют мало общего с фигурой юбиляра.
Видимо, юбилей Дмитрия Лихачева нельзя считать исключением. Еще в мае в Петербурге прошли VI международные Лихачевские чтения, именем ученого были названы площадь в Петроградском районе и безымянный проезд в Выборгском районе, где много лет прожил Дмитрий Лихачев. Ему же были посвящены первые школьные уроки в новом учебном году. Но сам ученый, скорее всего, был бы рад совсем другим вещам, считает историк, соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин: «Поговорить о важном и умном — это всегда хорошо. Но было бы не хуже, если бы было обращено в этот год специальное внимание на то, на что специальное внимание обращал Дмитрий Сергеевич, — на библиотеки, музеи, школы, школьные библиотеки. Если бы, скажем, президент параллельным указом обязал правительство вдвое увеличить бюджеты библиотек, что сказалось бы и на зарплате библиотекарей, а главное — на возможности приобретения литературы, если бы на полках сельских библиотек стояли книги, полученные в Год Лихачева, и это было бы написано на бумажечке, прикрепленной к полке в сельской библиотеке, — это была бы память».
Известно, как горячо Дмитрий Лихачев выступал за сохранение облика Петербурга. Яков Гордин считает, что стремления к чистому идеалу в области культуры, поднявшегося на волне 1980-90-х годов, больше нет, что сегодня голос ученого в защиту домов и памятников города был бы не слышен.