Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Эстонский парламент расчищает путь к сносу памятников советским воинам
10.11.2006
В эстонском парламенте в первом чтении принят законопроект "О сносе запрещенных сооружений", окончательное одобрение которого позволит эстонским властям на законном основании демонтировать памятники павшим советским воинам, в частности, монумент Воину-освободителю в центре Таллина на холме Тынисмяги.
Согласно законопроекту, запрещается установка памятников и произведений монументального искусства, "разжигающих рознь и прославляющих оккупировавшие Эстонию государства".
В соответствии с новой нормой, будет можно "убрать памятник или иное сооружение, наносящие угрозу общественному порядку и международному престижу Эстонии", а все вопросы установки и демонтажа произведений монументального искусства передаются в компетенцию государства. Сейчас эти вопросы решают органы местного самоуправления и частные собственники.
При обсуждении законопроекта представители Центристской партии и Народного Союза, выступающих против его принятия в нынешнем виде, обратили внимание депутатов на то, что законопроект не дает четких критериев для определения того, какой памятник и каким образом "наносит угрозу общественному порядку и международному престижу Эстонии, а также разжигает рознь или призывает к совершению преступлений или иных нарушений общественного порядка".
Первое чтение второго законопроекта "О защите воинских захоронений" в связи с нехваткой времени перенесено на более поздний срок.
Оба законопроекта были инициированы парламентскими фракциями правых партий - Союз Отечества, "Республика", Реформистская партия и примкнувшими к ним социал-демократами.
Ряд политических и общественных организаций, представляющих преимущественно интересы русскоязычных жителей страны, выступают против принятия этих законов, предлагая депутатам отложить рассмотрение законопроектов до завершения парламентских выборов, которые пройдут в марте следующего года.