Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Мюнхене прошла конференция, посвящённая поддержке и сохранению русского языка
26.10.2016
Региональная конференция соотечественников, посвящённая теме развития русского языка, состоялась в Мюнхене, сообщили порталу «Русский мир» в учебно-издательском центре «Златоуст». Её участниками стали более восьмидесяти человек. Среди них учителя русского языка школ дополнительного образования из городов Германии, Австрии, Италии, Великобритании, Финляндии, Швейцарии и России. Главной темой форума стали проблемы обучения детей-билингвов русскому языку в школе и дома. Эта тема особенно актуальна для Германии, где русскоязычная диаспора самая большая в Западной Европе.
Программа конференции, рассчитанная на два дня, включала пленарные и секционные заседания, лекции и мастер-классы. В рамках конференции специалисты из России поделились опытом преподавания русского языка детям. Во время посещения Детской академии искусств при Центре русской культуры MIR и школы «Русская речь» при некоммерческом объединении Deutsch-Russischer Kulturdialog e. V. они провели консультации для учителей и родителей.
Традиционно большой интерес вызвали выступления практического характера: как обучение русскому языку превратить в увлекательную игру. Работа конференции строилась на основе диалога: участники задавали вопросы, дискутировали, делились собственным опытом и наработками.