Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
13 октября 2016 года в Русском центре при Пхеньянском институте иностранных языков для студентов был проведён круглый стол «Музыка на все века…», посвящённый 110-летию со дня рождения великого русского композитора Дмитрия Шостаковича.
В процессе проведения мероприятия участникам был показан фильм, посвящённый жизни и творчеству Д. Шостаковича, после чего состоялось его обсуждение. Участники круглого стола рассказали о том, что им было известно о деятельности композитора, поделились своими впечатлениями от просмотренного фильма, задавали вопросы ведущей, методисту Русского центра Н. В. Белкиной.
Студенты выразили восхищение музыкой Шостаковича, пополнили свой словарный запас музыкальными терминами: скерцо, симфония, тапёр. Большое внимание было уделено разговору о главном творении композитора – симфонии № 7 («Ленинградской симфонии»). В ходе этого разговора вспомнили всё, что известно студентам о блокаде Ленинграда, о роли культуры и искусства в годы Великой Отечественной войны.