Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
10 октября в Русском центре Ереванского государственного университета царила праздничная обстановка. Ученики средней школы № 10 имени Хримяна Айрика подготовили театрализованное представление «Мы за чаем не скучаем», организованное в рамках Дней русского слова в Армении. В качестве гостей присутствовали учащиеся, их родители, педагоги, директор школы, преподаватели университета и представители Союза армян России.
Гостей и участников мероприятия приветствовала директор Русского центра Арусяк Нерсесян, которая рассказала о фонде «Русский мир» и мероприятиях Русского центра.
Затем школьники под руководством своих учителей русского языка превратили холодный осенний день в тёплый праздник. Ученики рассказали об одной из самых распространённых в России традиций – чайной церемонии. Выступающие рассказали зрителям о том, как китайский император впервые попробовал чай, как казачьи атаманы привезли коробочку чая от китайского императора, как чай не понравился царю и боярам, но быстро стал главным русским напитком и, конечно же, рассказали о главных атрибутах и традициях русской чайной церемонии. А ученицы 4 и 5 классов исполнили чайные частушки и прочитали пословицы и поговорки о чае.
По окончании мероприятия гости высказали много лестных слов в адрес организаторов и участников мероприятия. Директор центра поблагодарила всех собравшихся и выразила надежду, что школьники станут активными посетителями и участниками мероприятий Русского центра.
Затем все попробовали угощения, которые подготовили участники: традиционные бублик и сушки, сосновое варенье, клюкву и, конечно же, горячий и ароматный чай.