Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Душанбе завершились курсы для преподавателей-русистов
18.10.2016
15 октября 2016 г. в актовом зале Таджикского национального университета состоялось торжественное завершение обучающего курса для преподавателей-русистов вузов и средних школ из отдалённых частей Таджикистана, который был организован при содействии АНО «Русская гуманитарная миссия» и фонда «Русский мир» при участии Общероссийской общественной организации «Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы» и Русского центра ТНУ.
На церемонии закрытия выступили Любовь Фарисенкова, доктор педагогических наук, профессор, председатель исполкома Общероссийской общественной организации «Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы», Алла Архангельская, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра русского языка № 3 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин Российского университета дружбы народов, Ирина Васильева, кандидат философских наук, доцент, руководитель Дирекции образовательных проектов автономной некоммерческой организации поддержки гуманитарных программ «Русская гуманитарная миссия», Людмила Никитина, руководитель дирекции внешних связей автономной некоммерческой организации поддержки гуманитарных программ «Русская гуманитарная миссия», Хайрулло Гафуров, проректор по международным связям ТНУ, Гулчехра Ходжиматова, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы ТНУ, Мавлюда Шарипова, сотрудник Таджикского общества дружбы и культурных связей.
Участники семинара поблагодарили организаторов за благородную миссию и попросили впредь продолжить эту традицию. В конце мероприятия участники семинара получили сертификаты.