Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В бельцком Русском центре звучала музыка Шостаковича
23.09.2016
22 сентября в Русском центре Бельцкого университета состоялось заседание музыкального лектория, посвящённое 110-й годовщине со дня рождения классика русской и мировой музыки XX века Дмитрия Шостаковича. Эту дату мировая общественность отмечает 25 сентября. Как показывают многочисленные опросы, современная молодёжь мало знакома с классической музыкой. Цель музыкальных лекториев Русского центра – приобщение студентов к творчеству гениальных русских композиторов. Интересные лекции, в частности о Георгии Свиридове, в Русском центре были прочитаны ректором Бельцкого университета профессором И. Гажимом
В ходе лектория студенты русско-английского и русско-румынского отделений филфака БГУ посмотрели фильм о творчестве Шостаковича и прослушали фрагменты из его выдающихся произведений. Д. Д. Шостакович гениально воплотил в своей музыке судьбу страны, противоречивость эпохи мировых войн, трагедию народа и его выдающиеся достижения. Композитор призывал: «Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
Присутствующим было предложено сравнить звучание знаменитой 7-й («Ленинградской») симфонии в записи на пластинке, которые выпускались фирмой грамзаписи «Мелодия» в советское время, и в современном (цифровом) формате. Сошлись во мнении, что звучание с пластинки необычно по музыкальному колориту, кажется более мягким, неслучайно старые записи так ценятся коллекционерами. Студентам интересно было даже просто подержать пластинки в руках. Вдохновленные встречей, собравшиеся расходились под звуки одного из красивейших вальсов ХХ века – вальса № 2 Д. Шостаковича.