Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Каждый из нас еще со школьной скамьи хорошо помнит о борьбе славянофилов и западников. Читали мы о них в то время, когда в нашей стране создавалась новая общность людей под названием советский народ, в которой армянин, грузин, латыш и еще двенадцать народностей были друг другу братьями навек.
Те времена прошли, а объединяться по-прежнему хочется. Новых объединяющих идей, способных выйти на государственный уровень, не так уж много. Чаще других эксплуатируется идея объединения славян.
В стране по-прежнему многонациональной такой призыв звучит, по меньшей мере, тревожно. На минувшей неделе в российской столице прошло сразу два прославянских форума: Форум славянских культур под председательством главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого и всеславянский театральный форум «Золотой витязь», который возглавляет артист Николай Бурляев.
Объединения славян проходили параллельно. Николай Бурляев очень удивился, узнав о деятельности Михаила Швыдкого.
БУРЛЯЕВ: Никаких предложений оттуда не было. Это действительно удивительно, потому что 15 лет тому назад всеславянский кинофорум «Золотой витязь» стал первым культурным мостиком между всеми славянами мира. Или они просто забыли о нас, потому что все финансы в агентстве по культуре и кинематографии. Именно это агентство четвертый год подводит нас на грань катастрофы, причем все время по одной модели. Они выделяют нам одну двадцатую бюджета. Я говорил Швыдкому, возможно ли в Москве принять на 600 тысяч рублей 39 театров, 500 участников, кормить, поить, арендовать театры, возить? Обещал к осени добавить, но не добавил практически. Дал какой-то мизер.
О том, почему два таких больших форума с одной идеей существуют параллельно, нам объяснил министр культуры Александр Соколов.
СОКОЛОВ: Дело в том, что финансирование – это тот вопрос, который обычно является наиболее болезненным. Решение принимается на конкурсной основе, что-то предпочитается чему-то. Но на самом деле тут есть, о чем рассуждать, потому что фестиваль, который имеет такую большую общественную значимость, на мой взгляд, должен поддерживаться активнее.
О жизни Форума славянских культур, финансирование которого началось только в этом году, мы узнаем лишь в следующем. Михаил Швыдкой обещал представить в Москве и Петербурге все то, чем богата славянская культура. Всеславянский же театральный форум «Золотой витязь» проходит в этом году в четвертый раз. И о результатах его работы Николай Бурляев рассказал на закрытии.
БУРЛЯЕВ: Мы поставили перед отборочной комиссией задачу - собрать все шедевры. Когда мы закончили наш театральный форум, я должен откровенно говорить, что в полной мере нам это не удалось. Но из 39 работ 15-18 были прекрасного уровня. 5 работ выдающихся.
Вот шедевры, которые определило строгое международное жюри. «Золотого витязя» в номинации «Драма - большая форма» получил спектакль «Мертвые души» режиссера Сергея Арцибашева. А в номинации «Драма малой формы» - спектакль «Белые ночи» Николая Дручека и «Мастерская Петра Фоменко». И все-таки непонятно, по каким критериям жюри театрального форума отбирало эти работы. По принципу славянское - неславянское, православное - неправославное? Считать ли тогда творчество Бориса Пастернака, Иосифа Бродского или ныне здравствующего Бориса Акунина частью славянской культуры или нет?