Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ученики русских школ Эстонии указали на проблемы реформы образования
08.11.2006
Начинающаяся со следующего 2007-2008 учебного года реформа иноязычной гимназии в Эстонии нуждается в уточнении. Об этом заявили ИА REGNUM 6 ноября участники заседания Совета Ассамблеи Ученических представительств (САУП), объединяющей русские школы Эстонии. Ученики хотят оставить выбор предметов, предназначенных для перехода на эстонский язык обучения, самой школе, а также потребовали надбавки в 25 процентов к зарплате тем учителям, которые будут преподавать свои предметы в иноязычных школах на эстонском языке. Среди предложений, высказанных участниками заседания, - переход трети учебной нагрузки на иные европейские языки, кроме эстонского и русского. САУП обратилась к Министерству образования и науки Эстонии с предложением поддержать из государственных средств открытие эстонских гимназий в регионах, где их до сих пор нет.
САУП - самая большая представительская организация школ с русским языком обучения. На сегодняшний день она объединяет 48 гимназий.