Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вячеслав Никонов поддержал инициативы нижегородских педагогов дополнительного образования
13.09.2016
10 июня председатель Комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов в ходе рабочей поездки в Павловский район Нижегородской области посетил Дом детского творчества в городе Ворсме.
Вячеслав Никонов был впечатлён размахом архитектурного комплекса и условиями для полноценной внешкольной деятельности детей и подростков. Учреждение существует в обновлёном виде не так давно, но уже более шестисот человек регулярно посещают разнообразные творческие объединения и кружки в его стенах.
Политик живо интересовался направлениями работы внешкольного центра, достижениями его воспитанников, программами, пособиями, библиотекой. Здесь же он встретился с представителями сферы дополнительного образования района.
В ходе беседы было затронуто немало актуальных тем, среди которых основные тенденции развития современного российского образования, финансирование, повышение заработной платы педагогов, законодательный корпус – его слабые и сильные стороны.
Самое пристальное внимание было уделено внешкольной работе. Как известно, Президентом России поставлена задача расширения системы дополнительного образования с тем, чтобы к 2018 году выйти на уровень охвата 75 % детей. В Нижегородской области эта цифра уже составляет 80 %.
Вячеслав Никонов отметил, что усилиями законодателей много сделано для повышения эффективности дополнительного образования, в том числе появилась возможность использования региональных средств на финансирование частных программ; смягчена необходимость оборудования всех учреждений столовой и медпунктом; федеральные средства теперь могут привлекаться к реализации проектов дополнительного образования. Развивается практика создания школ для одаренных детей, в том числе при высших учебных заведениях.
– Мы считаем особенно важным поддерживать направления дополнительного образования, связанные с научно-техническим творчеством, – подчеркнул депутат. – Оно развивает инженерную мысль и конструкторские способности, так необходимые для российской экономики.
Особенно актуально прозвучал вопрос из зала о вузовской подготовке специалистов внешкольной работы в рамках различных специализаций.
Вячеслав Никонов объяснил, что подобные нормативные вопросы – прерогатива министерства образования и науки, однако, понимая важность темы, обещал со своей стороны оказать самое серьезное содействие.
– Необходимо, чтобы педагоги дополнительного образования, как и в основной школе, имели высокую квалификацию и возможность обучения в вузе по специальности, – отметил депутат.
Законодатель рассказал присутствующим об инициативах Нижегородского образовательного форума, которые затем были поддержаны Председателем Правительства России. Одной из таких инициатив было учреждение звания «Почетный работник дополнительного образования». Эта новость вызвала единодушное одобрение зала.
Во второй половине дня Вячеслав Никонов встретился с преподавателями и студентами Павловского филиала Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. Он прочёл лекцию «Россия в глобальном мире» и ответил на вопросы собравшихся.
Кроме того парламентарий посетил в Павлове районный краеведческий музей и торжественное мероприятие, посвящённое подведению итогов городской спартакиады.