Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В новом учебном году в Образовательном центре «Сириус» в Сочи впервые началось обучение одаренных школьников по программе «Литературное творчество». Участники смены, которая продлится до 24 сентября, поработают в тематической лаборатории издательства «Просвещение» - в частности, поучаствуют в пилотном исследовании «Учебник нового поколения», сообщили РОСВУЗу в издательстве.
«Литературное творчество» - это образовательная программа для школьников, увлеченных русским языком и литературой. Ее задача – помочь ученикам 7-11 классов в развитии литературных талантов. Обучаясь в «Сириусе», дети прослушают лекции, примут участие в дискуссиях, будут готовиться к профильным олимпиадам, разработают проекты по популяризации русского языка и литературы, обсудят проблемы классической и современной литературы. Программа «Литературное творчество» разработана группой преподавателей филологического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета, ее научный руководитель - завкафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Елена Казакова. Авторы программы в сотрудничестве с издательством «Просвещение» сейчас работают над новыми учебниками русского языка.
Дети, приехавшие в «Сириус» на сентябрьскую смену, проведут пилотное исследование на тему «Учебник нового поколения». С помощью инфографики, иллюстративного материала, гиперссылок, QR-кода они смогут дополнить и обогатить текст учебника, превратив его из вербального в мультимодальный. Исследование будет проведено на материале учебника русского языка для семиклассников. А результаты этой работы будут представлены участникам конференции «Педагогика текста» в октябре в Санкт-Петербурге.