Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Сотрудники Русского центра Гуанчжоу побывали в Пече
02.09.2016
29 августа Русский центр Печа посетили профессор русского языка, директор Института иностранных языков и культур, руководитель Русского центра Гуандунского университета иностранных языков и внешней торговли Ян Кэ и профессор русского языка, методист Русского центра Сяо Цзиньюй.
Подготовку к встрече в Пече руководители центров начали в мае этого года, и благодаря их усилиям и позитивному отношению приезд делегации из Гуандунского университета в Печ состоялся.
Во время встречи методист Русского центра Печа Каролина Сюч-Руснак познакомила гостей с пятилетней работой Печского русского центра, рассказала о дальнейших планах и представила возможные перспективы сотрудничества. Директор Ян Кэ также познакомила с работой своего центра и представила свои планы совместной работы с Печским Русским центром.
Было отмечено, что, несмотря на большое расстояние между городами Печ и Гуанчжоу, в век современных технологий нет преград и препятствий для совместных проектов и сотрудничества. Также были определены основные направления работы и обсуждались совместные проекты двух центров, в том числе интернет-конкурс для студентов вузов Венгрии и Китая «Кто лучше знает русскую культуру?», который уже успешно проводил Русский центр Печа вместе с другими Русскими центрами, участие в лагере «Диалог культур», запланированном на июнь 2017 года Русскими центрами Марибора и Печа, вопросы награждения победителей интернет-конкурса поездкой в Москву. Во время встречи с заведующим кафедры славянского языка, директором института славистики Печского университета доцентом Робертом Волошем также обсуждались вопросы стажировки студентов-русистов и программы их обучения.
После встречи в Русском центре Ян Кэ и Сяо Цзиньюй встретились с заместителем декана гуманитарного факультета Печского университета и обсудили возможности приезда венгерского лектора в университет для проведения курсов по венгерскому языку.
Делегацию из Китая также принял проректор по международным связям Печского университета профессор Дьюла Зеллер и руководитель отдела международных связей доцент Иштван Тарроши, представивший на китайском языке презентацию об университете, отмечающем в 2017 году свой 650-летний юбилей. На встрече обсуждались вопросы сотрудничества между двумя университетами и были согласованы пункты соглашения.
Таким образом, стоит отметить, что Русские центры являются не только «островками» русского языка и культуры, но и опорными пунктами в сотрудничестве различных стран, народов и культур.