Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Варне молодые русисты познакомились с методическим использованием русских песен на занятиях РКИ. Неподдельный интерес у слушателей VIII Международной квалификационной школы вызвал мастер-класс Д. Ю. Букина, посвящённый песенной технологии. Молодые преподаватели убедились, что любой из компонентов песни (музыка, текст, легенда, информация об авторах и исполнителе, видеоряд) может служить материалом для применения на занятиях как самостоятельно, так и в комплексе для реализации различных методических задач.
На материале различных типов заданий по популярным русским песням был продемонстрирован ряд неоспоримых преимуществ песенной технологии, таких как средство активизации восприятия лексических навыков, усвоения и расширения лексического запаса; средство активизации и усвоения новых грамматических конструкций; совершенствование навыков произношения; содействие эстетическому воспитанию и формированию благоприятного психологического климата на занятии; способствование формированию монологических и диалогических высказываний.
В ходе мастер-класса все были разделены на 4 команды, которые выполнили ряд заданий. В частности, студентам было предложено создать сценарий видеоклипа для известной песни. После представления пантомимы у студентов была возможность сравнить выступления команд с оригинальным видеоклипом, обсудить, что было успешным, а что, наоборот, не получилось. Лучшей оказалась команда с названием «Это мы». А с восстановлением текста песни «Замыкая круг» лучше всех справилась команда «Дети слонов». В режиме практической работы участники убедились, что наибольшей эффективностью обладают упражнения, связанные с развитием творческих языковых способностей.
Лектор обратил внимание участников на то, что песни – мощный инструмент креативного обучения. Песня – часть истории, духовной культуры, часть народа в целом. Песня ежедневно участвует в формировании лексического запаса и грамматического минимума носителей языка, более того, песня помогает людям думать – те стереотипы и мыслительные шаблоны, что вошли в сознание человека посредством песни, закрепляются и остаются навсегда. Наконец, всех объединило мнение, что в песне представлена идеальная шкала жизненных ценностей. Ярким финалом мастер-класса стало совместное исполнение песен.