Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Исследование: каждый двадцатый обучающийся в России студент - иностранец
03.08.2016
Большая часть из них приходится на студентов из стран бывшего СССР - 79% от числа иностранных студентов
Иностранные студенты составляют 5% общего числа обучающихся в высших учебных заведениях России. Об этом свидетельствуют выводы доклада "Академическая мобильность иностранных студентов в России".
"Совокупная численность иностранных студентов в России на начало 2015/2016 академического года составила 237,53 тыс. человек (5% общего числа студентов в Российской Федерации). Большая часть из них приходится на студентов из стран бывшего СССР (79% от числа иностранных студентов)", - говорится в тексте.
В докладе отмечается, что "в связи с падением числа российских абитуриентов увеличивается доля иностранных граждан в общем числе студентов". Наибольший поток студентов приходится на бывшие республики СССР, страны Азии, Северной Африки и Ближнего Востока. Большая часть иностранных студентов обучается на платной основе, треть из них сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге, самыми популярными направлениями для обучения являются здравоохранение, экономика и управление, гуманитарные науки.
"Для большинства стран мотивы привлекать иностранцев в высшую школу - это "коктейль" из четырех составляющих: политические и культурные резоны, привлечение финансовых потоков и академическое развитие… Сейчас интернационализация высшего образования стала своего рода пропуском в "клуб образовательных супердержав", мерилом конкурентоспособности национальной образовательной системы на глобальном рынке борьбы за таланты…", - прокомментировал исследование заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Сергей Малиновский.
Исследование опирается на аналитические материалы, составленные по результатам мониторинга эффективности вузов 2015 года, а также на данные по России и ее регионам (за тот же год) из единой информационной системы обеспечения деятельности Министерства образования и науки РФ.