Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Общественники Башкирии заступились за русский язык
19.07.2016
В ряде республик России на изучение русского языка отводится меньшее количество часов, чем в «не национальных» регионах РФ, а в общеобразовательных русскоязычных школах используются учебные планы для национальных школ.
Башкирские общественники совместно с представителями русскоязычного населения Татарстана, Бурятии, Коми обвиняют в нынешнем плачевном состоянии русского языка в регионах России, а также межнациональных отношений в целом, глав парламентских федеральных партий. Как рассказали авторы обращения к политикам, причина существующей языковой дискриминации — невозможность русскоговорящих школьников в полной мере учить русский язык в некоторых национальных регионах - изначально заложена в законе о языках, который устанавливается на государственном уровне.
Общественники пояснили, что накануне грядущих выборов в Госдуму они хотят обратить внимание людей на ситуацию с русским языком, наблюдаемую в национальных республиках Российской федерации еще с первой половины двухтысячных годов. На сегодня проблема в том, что, к примеру, в Татарстане даже при отсутствии соответствующей среды, изучение национального языка является обязательной нормой в школах и детских садах, даже несмотря на то, что родители, чьи дети не знают татарского, этого совершенно не желают.
При всем этом, на русский язык отводят меньше времени, чем в других регионах страны («не национальных»), а в учебных заведениях почти везде используются планы для национальных школ. И подобное никак не способствует сохранению местных языков, а лишь вызывает у тех, кому язык не родной, его отторжение. Законодательство в данной сфере уже столь непригодно, что, по мнению общественников, нигде в стране русский язык, являющийся родным для более чем восьмидесяти процентов населения, не может иметь статус - «родной язык». Бездействие парламентариев и политиков активисты интерпретируют однозначно - как наплевательство по отношению к одной из ценностей России — русскому языку и к русским, а также русскоязычным гражданам в целом, ведь они оказались, фактически, заложниками корявой языковой политики.
Общественники предлагают, что для обеспечения сохранения русского языка, нужно на законодательном уровне закрепить за русским языком вместе со статусом официального государственного языка России также и статус родного языка, сообщает ИА «Regnum». Председатель комиссии по языковой политике Собора Русских Башкортостана Виктор Афанасьев заявил, что языковые проблемы не ограничиваются рамками грядущей избирательной кампании. Нарекания вызывает работа, также как и бездействие российского Минобра. Чиновники почти ничего не делают для разрешения языковой проблемы, даже несмотря на то, необходимые рычаги урегулирования вопроса в ряде национальных регионов у них имеются.