Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Министерство образования и науки РМЭ подвело итоги проведения ЕГЭ в основной период
В Марий Эл работали 25 пунктов проведения экзаменов. В региональной базе данных по участникам государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования было зарегистрировано 3382 человека, из них 3075 - выпускники текущего года. Экзамены прошли в штатном режиме, без технологических и организационных сбоев.
Наиболее выбираемыми предметами остаются обществознание - 1864 человека (55,1%) и физика - 1380 человек (40,8%). 2718 выпускников (88,3%) выбрали профильный уровень ЕГЭ по математике. Явка на экзамены составила 95,3% по обязательным предметам и 89,25% на экзамены по предметам по выбору. Это на 9,25% выше по сравнению с предыдущим годом. Самая низкая явка в этом году (73 процента от зарегистрированных) была на экзамене по литературе (в 2015 г. самая низкая явка была по информатике и ИКТ (55%).
Результаты семи участников единого государственного экзамена были аннулированы: у четверых за наличие телефона и у троих - за наличие справочных материалов.
По некоторым учебным предметам средний балл оказался выше среднереспубликанского балла 2015 года. Это русский язык, математика (базовый уровень), литература, информатика и ИКТ, иностранные языки (английский, немецкий, французский). По трем предметам средний балл остался на уровне прошлого года (история, география, обществознание) и ниже он оказался по математике (профильный уровень), биологии и химии. Существенно выше оказались результаты ЕГЭ по иностранным языкам: английский язык - на восемь, немецкий - на десять, французский - на 14 баллов.
Вместе с тем по сравнению с прошлым годом выпускники показали хорошие результаты по русскому языку: 18 человек получили 100 баллов. Трое не преодолели минимальный порог. Средний тестовый балл увеличился почти на три пункта. По математике (базовый уровень) с 4,7% до 3,8% уменьшилась доля выпускников, получивших неудовлетворительный результат, а число ребят, получивших отметки «4» и «5», увеличилось с 610 человек в 2015 году до 944 в этом. На информатике и ИКТ с 19,3% до 7,8% уменьшилась доля выпускников, не преодолевших минимальный порог, а число выпускников, получивших по результатам экзамена высокие баллы, увеличилось с десяти до 13. Меньше стало ребят ребят, не преодолевших минимальный порог по истории.
В республике виден рост числа высокобалльников. Доля выпускников, получивших по результатам ЕГЭ высокие баллы (81 и выше), в 2016 году составляет в среднем 18%. В прошлом году было 14%. При этом значительно больше юношей и девушек получили высокие баллы по русскому языку (с 21% до 29%), по информатике (с 11% до 20%), английскому (с 22% до 38%) и французскому языку (с 40% до 100%). 31 выпускник (один процент от общего количества) имеет по результатам сдачи ЕГЭ 100 баллов, из них по одному – по географии, обществознанию, истории и физике, по двое - по литературе, математике (профильный уровень) и биологии, трое по химии и 18 по русскому языку.