Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Закончился учебный год в субботней школе «Перспектива» и лицее русского языка «Пушкин». В этом году два субботних образовательных проекта Русского центра в Нюрнберге посещали 90 детей в возрасте от 4 до 12 лет. Учебный год, уже восьмой по счету, был насыщен яркими внешкольными событиями, результативными и плодотворными занятиями и достигнутыми успехами детей. За хорошие достижения в учебе, за посещение, за активное участие в дополнительных мероприятиях в конце учебного года все ребята из разных классов были награждены памятными грамотами и свидетельствами.
Своеобразным подведением итогов работы субботней школы и лицея русского языка стали конкурс чтецов и художественная выставка детских рисунков «С любовью к России». Сначала конкурсы прошли в каждом классе, а на финал конкурса собрались все ребята из классов «Теремок», «Парус», «Чайка», «Волна», изучающие русский язык, все преподаватели русского языка и многие родители. Для конкурса ребята выучили наизусть стихотворения русских и советских поэтов – Пушкина, Крылова, Михалкова, Есенина, Агнии Барто, Цветаевой, Чуковского. Все ребята старались эмоционально и выразительно рассказать выученное стихотворение. Каждое выступление было встречено аплодисментами и улыбками. Многие стихотворения, исполняемые ребятами, были посвящены событиям из детской жизни, написанными авторами в шутливой и ироничной форме. Ребята с помощью своих учителей русского языка, а это Оксана Франк, Зинаида Шнайдер,
Татьяна Эллерт, Марина Максименко, Наталья Грабель, Инна Горелик, Жанна Горелик, стараются преодолевать тяжелый языковой барьер и с каждым днем всё лучше и лучше овладевают русским языком. Проведённый конкурс чтецов показал, что дети с большим рвением и интересом приняли в нём участие. Мы не стали выбирать лучших чтецов, нам важно было поддержать каждого ребенка, их усилия, энтузиазм и артистичность. Подготовка к конкурсу показала ребятам, какой огромный потенциал заложен в русской поэзии. Готовясь к конкурсу, ребята узнавали и о жизни, творчестве авторов стихотворений.
Присутствовавшие на конкурсе родители не только слушали выступления участников конкурса, многие из них поддержали своих детей тем, что вышли вместе с ними и читали стихи. Надо отметить, что именно родители помогли детям выбрать стихотворение. Вот такая совместная деятельность родителей с детьми иногда даёт больший результат, чем просто урок русского языка. Мы всегда обращаем внимание родителей, что ничто больше не привлечёт внимание ребенка к русскому языку, как уважение самих родителей к этому языку. Дети должны видеть культуру общения на русском языке прежде всего в своей семье. Именно родители, носители русского языка, должны искренне и эмоционально участвовать в процессе обучения, совместно готовиться, например, вот к таким конкурсам, обсуждать с ребенком происходящие в его жизни события, рассказывать о своих делах, рассматривать книжку с иллюстрациями, рассказывать истории из своей жизни. Чтобы жить в поле двух языков, а именно с такими детьми мы и имеем дело, пример родителей является решающим фактором. Если дети замечают, что их мамы или папы сохраняют русский язык, читают книги, смотрят фильмы или просто разговаривают, то и дети будут понимать, что это важно. И, возможно, в будущем поблагодарят своих родителей за такое богатство. Именно вопросы сохранения и обучения русскому языку на протяжении всего учебного года являлись темой всех проведённых родительских собраний.
Выставка детских рисунков «С любовью к России» также является результатом творчества учащихся субботней школы и лицея русского языка на протяжении всего учебного года. Ребята под руководством своих преподавателей живописи, профессиональных художников Елены Барон и Марины Вестфрид, на уроках «Русские художники», «Сказки в рисунках», «Народное творчество», «Изобразительное искусство» знакомились с произведениями великих русских художников, с иллюстрациями книг русских писателей и поэтов, с народными промыслами, изучали историю мирового изобразительного искусства. И под впечатлением от этих произведений и мастерства народного творчества ребята создавали свои работы. Рисунки получились яркими, жизнерадостными, разнообразными по композиции и цветовому решению. Ребята работали в разных техниках – акварельные краски, карандаши, фломастеры, графика, коллаж, аппликация. Эта выставка теперь будет украшать стены Русского центра в Нюрнберге до начала следующего учебного года.
Учебный год пролетел очень быстро, но результаты налицо. Ребята продолжили знакомиться с русской культурой и литературой, изучали русскую грамматику, расширяли свой словарный запас. На праздничных занятиях, в весёлых конкурсах, играх, литературных викторинах, которые состоялись в последнюю рабочую субботу, наши воспитанники показывали свои знания и умения, радостное настроение и безграничную детскую фантазию.