Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Бесплатные курсы русского языка завершились в Бухаресте
30.06.2016
В Бухаресте закончилась серия бесплатных курсов русского языка, проходивших с февраля по июнь в Русском центре при первом экономическом университете Румынии. Проведение ежегодно двух серий курсов по пять месяцев является частью деятельности центра по продвижению русского языка среди жителей Бухареста, которым русский язык нужен для профессионального развития. Это люди, представляющие различные категории населения столицы Румынии, которые заинтересованы в изучении русского языка на элементарном или среднем уровне и в овладении базовой страноведческой информацией о России и о русскоязычном пространстве.
Содержание программы курсов и требования к итоговой оценке разработаны, исходя из положений Общеевропейских компетенций владения иностранным языком с учетом основных требований к речевой компетенции уровня А1, описанных в Европейском языковом паспорте.
Параллельно с обучением русскому языку и базовой страноведческой информации о России, курсантам оказывается помощь при ознакомлении с компьютерной клавиатурой на русском языке и с русскоязычными Интернет-сайтами, в целях их использования для формирования и развития навыков письменного и устного общения на русском языке.
В серии февраль-июнь у нас было 65 учащихся, организованных в 4 группы уровней А1.1 и А1.2, которые проводили 18 занятий по 2 часа.
Мотивация курсантов для изучения русского языка в Русском центре при БЭА:
русский язык нужен курсанту на работе (для элементарного общения с клиентами, для делового и личностного общения в рамках партнёрских отношений, для доступа к источникам передовой информации различных видов);
русский язык нужен курсанту для собственного профессионального развития (положительно повлияет на его конкурентоспособность на рынке труда и на его дальнейшую профессиональную реализацию);
овладение русским языком расширит курсанту прямой доступ к источникам информации о России и к ее культурным и духовным ценностям;
овладение русским языком положительно повлияет на дальнейшее личностное саморазвитие курсанта.
В целях повышения мотивации Русский центр проводит конкурс «Бонус отличнику», обеспечивающий 10 лучшим курсантам право продолжать бесплатное обучение в центре. Конкурс был объявлен в самом начале курсов и проводился вплоть последнего занятия, включая итоговое тестирование навыков устной и письменной речи.
Бесплатные курсы русского языка, проводимые центром, являются популярными в столице Румынии и благодаря очень хорошему преподавателю, Корнелии Думитриу, выпускнику филфака МГУ с красным дипломом и признанному методисту Румынии в области русского языка.