Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
15 июня студенты III курса заочного отделения Бельцкого госуниверситета, изучающие историю русской литературы ХХ века, посвятили три занятия в Русском центре Михаилу Булгакову, 125-летие со дня рождения которого отмечалось ровно месяц назад.
На первой паре заочники обсудили важные вехи биографии писателя и его основные произведения, а также поделились своими филологическими наблюдениями о прочитанных книгах. В. Бражук рассказал о впечатлениях от спектакля МХТ им. А. Чехова «Белая гвардия», который он с удовольствием посмотрел в 2013 году, находясь в Москве на первом методическом семинаре русистов Русских центров, открытых фондом «Русский мир» в зарубежных вузах.
Вторая пара была посвящена анализу романа «Мастер и Маргарита», ежегодно в студенческом рейтинге занимающего первое место среди всех книг автора. Студенты подробно обсуждали роман, спорили об образе дьявола и о том, кто творит зло в романе, думали о главах, рисующих любовь и творчество, приходили к выводам о трусости и предательстве, о совести и важности нравственного выбора во все времена.
На третьей паре студенты посмотрели и обсудили документальный фильм «Михаил Булгаков. Проклятие Мастера» (2012).