Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Художественный проект Русского центра в Нюрнберге «Знакомим детей с великими художниками» не мог обойти стороной юбилей самого знаменитого горожанина Нюрнберга, яркого немецкого живописца и графика XVI века, Альбрехта Дюрера. Юные посетители очередного мастер-класса вместе со своими педагогами, профессиональными художниками Еленой Барон и Ангеликой Буллер, совершили путешествие в средневековую Германию, услышали рассказ о жизни художника, ознакомились с картинами и гравюрами Дюрера, пытаясь разобраться в деталях и разных техниках художника. Работы Дюрера отличаются многообразием: масляная живопись, акварель, графика, гравюры на дереве и меди, витражи, анималистика, печатные знаки.
К участию в регулярных мастер-классах этого художественного проекта Русского центра в Нюрнберге привлекаются ребята, интересующиеся изобразительным искусством и историей. Каждую мини-лекцию и творческий мастер-класс проводят профессиональные художники, которые рассказывают ребятам о жизни и творчестве великих мастеров живописи, обращая их внимание на особые черты, манеру и сюжеты их произведений. После этого юные участники мастер-класса создают собственные художественные фантазии в стиле художника или под впечатлением от увиденных шедевров великих художников.
На встрече, посвящённой творчеству Альбрехта Дюрера, ребята познакомились с такими понятиями, как гравюра, диптих, офорт, узнали, что изображение животных в живописи называется «анималистикой». Ведь именно Дюрер превратил изображение животных в высокое искусство. Многие ребята родились в Нюрнберге и уже привыкли к огромному количеству изображений зайца на плакатах, в оформлении витрин, рекламных проспектов, пасхальных открыток, шоколадках в форме зайца. В центре города у подножия Нюрнбергской крепости расположился огромный бронзовый заяц, возле которого всегда выстраивается очередь из туристов, желающих сфотографироваться около необычного зайца-гиганта. Но мало кто из них знал, что у всех этих зайцев есть свой исторический прототип – рисунок «Молодого зайца» Альбрехта Дюрера.
Однажды Дюрер отправился на прогулку и в окрестном лесу подобрал больного маленького зайца. Художник принес его домой и вылечил. После этого зайчик стал живой моделью для художника и стал часто появляться в его работах. Ребята обратили внимание на детальную точность знаменитого рисунка Дюрера. Хочется провести по рисунку рукой, чтобы погладить зверька по его мягкой шёрстке. Именно по мотивам этого рисунка была создана бронзовая фигура зайца, которая установлена недалеко от дома-музея Дюрера. Именно в этом доме более двадцати лет жил немецкий художник. Музей также является одной из самых посещаемых достопримечательностей в Нюрнберге и отличается прежде всего своей исторической реконструкцией. Посетителей встречает не скучный экскурсовод, а жена великого художника – Агнес Дюрер. В домашнем платье средневекового покроя и с огромной связкой ключей она проводит посетителей по своему дому, рассказывая о жизни её мужа, показывая его мастерскую с печатным станком, его картины. Туристов всегда удивляет, что фрау Агнес разговаривает с ними на их родном языке. Она владеет не только немецким языком, но и английским, французским, итальянским, испанским, японским и русским. Такая реконструкция позволяет посетителям прочувствовать давнюю атмосферу средневекового города.
Рассмотрев другие анималистические работы Дюрера – голову оленя, голову моржа, сову с огромными глазами – и узнав много интересного, ребята приступили к практической работе, выбрав другую анималистическую гравюру Дюрера – «Носорог». Художник, как и многие мастера Возрождения, имел разнообразные интересы. Однажды его друг прислал ему письмо, в котором описал носорога, которого привезли из Индии в Португалию и подарили губернатору. По этому описанию Дюрер сначала нарисовал два рисунка, вслед за которыми, в 1515 году, и появилась знаменитая гравюра. Художник, не видя этого диковинного животного, изобразил его достаточно верно. Вслед за Дюрером юные участники мастер-класса придали носорогу яркий цвет и современную структуру.