Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Актуальные вопросы преподавания русского языка как иностранного обсудили в Сеуле
14.06.2016
В Южной Корее состоялась ежегодная научно-практическая конференция «Проблемы современного этапа развития РКИ». Мероприятие было организовано Корейским обществом преподавателей русского языка и литературы, поддержку оказывал Институт российских исследований Университета Хангук.
В программу двухдневной конференции вошли доклады тринадцати российских преподавателей, которые в настоящее время трудятся в вузах Южной Кореи. Выступавшие коснулись различных актуальных вопросов, связанных с развитием методики и адаптацией преподавания РКИ, а также с проблемами преподавания русского языка в качестве иностранного для корейских учащихся. Особый интерес вызвали выступления докладчиков, освещавших использование мобильных и инновационных технологий в учебном процессе. Специалисты представили исследования в области языкознания и стилистики, впервые были затронуты вопросы по обучению русскому языку детей-билингвов, включая проведение тестирования у этой категории учащихся.
Конференция с участием российских преподавателей с 2012 года проводится в загородном кампусе Университета Хангук. Мероприятие уже успело зарекомендовать себя в качестве эффективной площадки, в рамках которой российские специалисты обмениваются опытом с корейскими коллегами.