Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Русском центре Печа закончились курсы русского языка. В этот раз, по просьбе учащихся, которые занимались в первом семестре, во втором семестре были организованы курсы для продвинутого этапа обучения. На курсах учились как студенты Печского университета, так и ученики средних школ. На занятиях ученики углубляли свои знания не только по русскому языку, но и знакомились со страноведческой информацией о России и о русских.
Методист Русского центра Каролина Сюч-Руснак, работавшая на курсах, рассказала, что все ученики прилежно готовились к занятиям, задавали много вопросов, касающихся жизни России, а также хотели бы продолжать изучение русского языка и в дальнейшем.
На последнем, заключительном занятии учащиеся познакомились с современной модой, а в связи с тем, что они уже изучали названия цветов и глаголы, связанные с модой, им было предложено придумать дизайн рисунка на футболках и нарисовать его, разделившись на три группы, а затем презентовать свои работы. Их идеи были интересными: одна группа на футболке нарисовала флаг России и на трёх цветах флага написала – «Я люблю русский язык», вторая группа выбрала надпись «Я люблю кино», заменив слово «люблю» сердечком, а у третьей группы на футболке была изображена лапа медведя с надписью «Боже мой! Это медведь!».
Фантазия учащихся, их юмор, а также непринуждённая атмосфера на занятиях, создаваемая преподавателем, – всё это является залогом неугасающей мотивации в изучении русского языка, ибо русский язык нужно не только учить, но и любить.