Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Оше стартовала ежегодная речевая практика для студентов
18.05.2016
В течение уже 8 лет кафедра русского языка и литературы Кыргызско-Российского Славянского факультета Ошского государственного педагогического института является партнёром Русского центра при филиале Российского государственного социального университета в г. Ош. Ежегодно студенты II курса проходят на базе Русского центра фольклорную и речевую практику. Этот год не стал исключением.
24 студента вышеназванного вуза пришли на речевую практику. В рамках данной практики студенты знакомятся с деятельностью Русского центра, его библиотечным фондом, аудио- и видеоматериалами, услугами, которые оказывает центр. Для них будут проведены виртуальные экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу, Казани, Новгороду и Твери с последующим обсуждением увиденного. Организованы просмотры учебных и художественных фильмов, встречи с интересными людьми и др.
Сегодня, 17 мая, в первый день практики, студенты познакомились с деятельностью Русского центра, информация о которой сопровождалось презентацией. В связи с тем, что 15 мая М. А. Булгакову исполнилось 125 лет, вторая половина работы со студентами была посвящена жизни и творчеству писателя. Студентам был показан учебный видеофильм, подготовленный издательством «Русский язык. Курсы» под редакцией З. Н. Потапурченко, И. Л. Булыгина из серии «Золотые имена России».
После просмотра ребята ответили на вопросы, поработали над кроссвордом по произведениям М. Булгакова. В завершение занятия руководитель Русского центра З. Я. Мискичекова познакомила ребят с Положением VI Международного конкурса «Что в имени тебе моём?..», который проводит Гос. институт русского языка имени А. С. Пушкина, г. Москва. З. Я. Мискичекова предложила студентам принять участие в данном конкуре, а также в праздновании Международного дня русского языка, который готовит Русский центр совместно с этническим объединением россиян «Содружество». Затем студентам были розданы материалы о М. Булгакове, подготовленные методистом Русского центра М. Козубековой.