Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Русском культурном центре Республики Каракалпакстан (Узбекистан) состоялась встреча с участниками и победителями конкурса «Лев Толстой в моей жизни», объявленного Россотрудничеством в Узбекистане. Учащиеся школ, колледжей г. Нукуса приняли активное участие в этом конкурсе. Представленные на конкурс работы были оригинальными, свидетельствующими о знании творчества великого русского писателя. Лучшей была признана работа «Уроки добра и любви» Каипбергенова М., учащегося 9 класса Центра образования и развития «Прогресс», где расположен Кабинет Русского мира. Победитель был премирован Россотрудничеством поездкой в Санкт-Петербург. На встрече присутствовали педагоги и родители участников конкурса.
Почётной грамотой за активное участие в конкурсе и оригинальность эссе Россотрудничеством был награжден Романов Амир, учащийся Нукусского гидроэнергетического колледжа.
Победителей конкурса поздравила председатель Русского центра Республики Каракалпакстан Г. Зоркина. Она призвала молодёжь и в дальнейшем сотрудничать с центром и участвовать в конкурсах и олимпиадах, а также пожелала молодым оторваться от мониторов и погрузиться в мир прекрасной русской литературы, вечные ценности которой не меркнут со временем.