Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Радзинский готовит новую пьесу по заказу Хельсинкского театра
31.10.2006
Писатель Эдвард Радзинский готовит новую пьесу о Сталине и финском коммунисте Куусинене по заказу Хельсинкского театра.
Как рассказал Радзинский во время своей поездки в Хельсинки, он согласился написать пьесу, поскольку в настоящее время заканчивает роман о Сталине.
"Эта тема оказалась внутри романа. Это было то, чем я занимался, поэтому мне это было интересно, и я согласился", - сказал Радзинский.
Отто Вильгельмович или Отто Вилле Куусинен (1881-1964) был известным деятелем сначала финской социал-демократической партии, а потом Коммунистической партии СССР и международного коммунистического движения. В 1918 году он возглавлял в Хельсинки Финскую социалистическую республику, но когда гражданская война в Финляндии закончилась поражением коммунистов, Куусинену пришлось бежать в СССР, где он позднее работал в учреждениях Коминтерна.
Во время советско-финской войны 1939 года Куусинен возглавлял в Петрозаводске "правительство демократической Финляндии", а с 1940 по 1956 год - Карело-Финскую ССР. В Москве именем Куусинена названа одна из улиц.
По словам Радзинского, для него в работе над пьесой интереснее всего понять, что пережил Куусинен и подобные ему люди, находившиеся на вершине власти в сталинские годы.
"Что должен был чувствовать человек, у которого был посажен сын? Куусинен не только не знал, где его сын, но и не смел спросить. Вся его компартия исчезла в лагерях", - сказал писатель, напомнив, что при этом Куусинен оставался верным коммунистом, как и большинство министров Сталина, у которых сидели родственники.
"Это история трагедий. Почему они на это внутренне согласились - вот это вопрос", - говорит Радзинский, пытающийся найти ответ на этот вопрос в пьесе под рабочим названием "Сталин и финн".
Эдвард Радзинский хорошо известен в Финляндии. На финский язык переведены четыре его романа: "Распутин", "Николай Второй", "Александр Второй", "Сталин". Сейчас в финском Театре Риихимяки идет пьеса Радзинского "Театр Нерона и Сенеки".
"Это история о том, как величайший моралист и философ сотрудничал с величайшим диктатором. Сенека был воспитателем и советником Нерона. Он покрывал все преступления Нерона, так как считал, что сотрудничество с диктатором изменит диктатора. Это то, чем занимались интеллигенты во времена Гитлера и Сталина", - отметил Радзинский.
Самым актуальным для России из своих романов писатель считает роман "Александр Второй". "Это история первой перестройки и начала капитализма в России", - сказал он.
"Александр Второй начал реформы, приостановил их и в итоге получил террористические организации. Начинать реформы в России опасно, но куда опаснее их останавливать. Это один из главных уроков эпохи Александра Второго", - считает писатель.
Отвечая на вопросы журналистов о нынешнем развитии России, Радзинский призвал к терпению.
"В стране 300 лет была автократия Романовых, 80 лет автократия большевиков. И прыгнуть сразу в демократию страна не может. Народ хочет сильной власти", - считает писатель.
За будущее России он уверен. "Я думаю, что все будет хорошо. Мы заслужили нормальную жизнь", - сказал Радзинский.