Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В школах Минска прошли уроки, посвященные творчеству М.А. Булгакова
16.05.2016
Накануне 125-летия со дня рождения великого русского писателя Михаила Булгакова в школах Минска были проведены уроки, посвященные этой памятной дате.
Так, в ГУО «Средняя школа № 185 г. Минска» в 11 классе состоялся интегрированный урок русского языка и литературы «Булгаковский урок», на котором учащиеся вспомнили страницы биографии писателя, а также обратились к текстам любимых булгаковских произведений: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Собачье сердце».
В рамках урока состоялась презентация иллюстраций к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», выполненных ученицей 11 класса Ольгой Шаметько. В ходе презентации работ, она поделилась своим представлением о Булгакове и его произведениях: «Булгаков – писатель, который, не желая притворяться, всем своим поведением, всем своим творчеством демонстрировал независимость суждений и взглядов».
Во время урока ребята получили возможность познакомиться с учебным фильмом «Михаил Булгаков» и поработать с дидактическим материалом, составленным из цитат произведений писателя-юбиляра.
При подготовке и проведении урока были использованы материалы учебно-методического центра русского языка РЦНК в Минске.