Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Очередная встреча в литературной гостиной Русского центра в Нюрнберге была посвящена 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама, великого русского поэта, яркого представителя славного поэтического братства Серебряного века. Вечер вели постоянные ведущие литературных вечеров Инна Горелик, преподаватель русского и немецкого языков Русского центра, и Изабелла Луцкер, актриса Русского театра Нюрнберга. В представленной ими презентации о судьбе и творчестве поэта основной акцент был сделан прежде всего на том, что все перипетии жизни Осипа Мандельштама и его полное забвение после смерти пришлись на эпоху тоталитаризма в Советском Союзе.
Долгие годы имя поэта, также как и его стихи, находились под запретом. Предсказуемым ответом власти на теперь уже известную антисталинскую эпиграмму «Мы живем, под собою не чуя страны» стала ссылка поэта на Северный Урал. Затем ‒ на вольное поселение в Воронеже и, наконец, второй арест и пересыльный лагерь во Владивостоке, где Мандельштам скончался зимой 1938 года.
Организовав этот вечер памяти, мы хотели почтить память не только самого поэта, но и его жены, Надежды Яковлевны Мандельштам, которая хранила, собирала рукописи мужа, чтобы с его полным собранием сочинений смогли познакомиться следующие поколения. Во многом творчество поэта стало литературным достоянием ХХ столетия именно благодаря её подвижнической деятельности уже после смерти мужа.
Ведущие вечера рассказывали о разных этапах жизни поэта, иллюстрировали каждый важный момент в его творчестве чтением стихов. Рассказ о жизни Мандельштама и его жены, полной лишений и страха, не мог оставить никого равнодушным. А когда с экрана кинозала Русского центра в Нюрнберге звучали стихи поэта в исполнении таких талантливых российских актёров, профессионалов, как Алиса Фрейндлих, Анатолий Белый, Константин Райкин, то присутствующие в зале практически не сдерживали слез.
Одним из эмоциональных моментов вечера стала запись авторского исполнения песни Александра Галича «Возвращение на Итаку», посвящённую Осипу Мандельштаму. Эту песню Галич написал в 1960-х годах. Основанием для написания этой песни послужила история первого ареста поэта. В своих воспоминаниях Надежда Яковлевна Мандельштам рассказывала, что когда пришли арестовывать Осипа Эмильевича, в комнате, кроме неё, была Анна Андреевна Ахматова, которая приехала навестить Мандельштама. И так две женщины сидели до утра, пока длился обыск, а за стенкой до самого утра веселились, и выпивали соседи, слушая популярную в то время пластинку с легкой песенкой «Рамона».
Гостям вечера были продемонстрированы фотографии поэта и его друзей, оригинальные обложки книг, изданных при жизни Мандельштама. На стенах в фойе Русского центра также разместилась экспозиция, иллюстрирующая эпоху и факты из жизни поэта.
Живой отклик у зрителей оставило выступление Евгении Рудницкой, которая прочитала не только несколько стихотворений поэта, но и собственные поэтические посвящения Мандельштаму.
Не обошли вниманием ведущие вечера и знаменитую песню на стихи Мандельштама «Ленинград», музыку для которой написала Алла Пугачева. Весь зал хором подпевал любимые строки «Ленинград, Ленинград, я ещё не хочу умирать…» Вот на такой высокой эмоциональной ноте и подошёл к концу вечер памяти Осипа Эмильевича Мандельштама.