Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Минске в прошедшую пятницу начал свою работу Международный педагогический совет «Просвещение без границ». Форум педагогов проводится Международным педагогическим клубом при активной поддержке министерства образования Республики Беларусь, фонда «Русский мир» и представительства Россострудничества в Украине.
Для участия в работе педагогического совета в Минске собрались более восьмидесяти представителей учебных заведений Беларуси, Латвии, России и Украины.
Программой форума предусмотрено обсуждение проблем изучения русского языка в учебных заведениях стран ближнего и дальнего зарубежья, вопросов организации воспитательной работы.
Участники мероприятий педагогического совета ознакомятся с работой учреждений образования Минска, посетят Национальную библиотеку Беларуси, музей Великой Отечественной войны и Национальный исторический музей Беларуси.
Итогом работы Международного педсовета «Просвещение без границ» будет разработка плана конкретных мероприятий по укреплению контактов между учебными заведениями стран ‒ членов Международного педагогического клуба, а также обращения форума просвещенцев к международной общественности.