Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Современные методы преподавания русского языка обсудили в Конго
19.04.2016
В Конго прошёл коллоквиум, посвящённый наиболее актуальным вопросам преподавания русского языка и литературы в стране. Встреча была организована в Российском центре науки и культуры в городе Браззавиле. В числе участников встречи были преподаватели курсов русского языка при РЦНК и специалисты, работающие в местных образовательных учреждениях, сообщает пресс-служба представительства Россотрудничества.
Глава РНЦК в Конго Сергей Беляев, присутствовавший на коллоквиуме, заострил внимание участников встречи на необходимости более активного внедрения современных информационных технологий. В частности, эффективным может стать проведение разного рода мероприятий в режиме видеоконференций.
Участники встречи смогли ознакомиться с видеоматериалами российского интернет-ресурса «Универсариум». В рамках коллоквиума были продемонстрированы ролики, рассказывающие о цикле передач по преподаванию русского языка как иностранного. Они ориентированы на тех преподавателей, которые хотят повысить свою квалификацию, пройдя соответствующую обучающую программу.
По итогам встречи удалось сформулировать рекомендации по основным направлениям деятельности в этой области.