Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Красиво говорить – это модно», – именно под таким девизом прошёл социокультурный проект «Чистое слово». Его итоги обсудили 18 апреля в рамках круглого стола в Русском центре Приднестровского государственного университета (ПГУ).
Проект «Чистое слово» реализуется в Приднестровском госуниверситете объединённым студенческим советом факультетов. За шесть лет существования проект трижды успел поменять своё название. Первоначально он назывался «Чистый четверг», позже – МЧС (что расшифровывалось как «Мы за Чистое Слово»), сейчас – «Чистое слово».
В этом учебном году в рамках проекта прошёл конкурс плакатов «Я люблю русский язык», конкурс чтецов, а также социологический опрос «Элементарный русский». В опросе приняли участие студенты III курсов одиннадцати факультетов университета –более 600 человек. Задание состояло из 20 пунктов, которые подбирались таким образом, чтобы определить словарный запас студентов. Результаты опроса показали, что уровень словарного запаса у третьекурсников достаточно высок, а с годами эти показатели только улучшаются. В нынешнем году самый высокий, согласно полученным данным, уровень грамотности продемонстрировали студенты Инженерно-технического института ПГУ, 97% из них справились с тестом на «отлично».
Участники встречи узнали, насколько хорошо они знают русский язык. Студенты и преподаватели писали диктант, объясняли значения заданных фразеологизмов и архаизмов, отдельные добровольцы произносили скороговорки. По завершении мероприятия проректор по делам молодёжи и молодёжной политики ПГУ Валентина Ени отметила, что с каждым годом проект стремительно развивается и становится всё более интересным.