Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
15 апреля Петрослав Цеков, студент филологического факультета Пловдивского университета им. Паисия Хилендарского, блестяще провёл открытый урок русского языка в Гуманитарной гимназии им. свв. Кирилла и Мефодия. Пётр, с рождения незрячий, прекрасно знает русский язык, являясь обладателем сертификата на владение РКИ уровня С2, выданного в ГИРЯ им. А. С. Пушкина.
Урок прошел в одиннадцатом «русском» классе на тему: «Русский романс на стихи русской классической поэзии». Пётр, который также является лауреатом Европейского студенческого фестиваля «Друзья! Прекрасен наш союз!» в вокальном конкурсе, исполнил романсы в собственной обработке «Я вас любил» на стихи А. С. Пушкина и «Клён ты мой опавший, клён заледенелый» на стихи С. А. Есенина.
Старшеклассники выполняли задания по текстам стихотворений, решали лексические, грамматические и фразеологические задачи, делились с молодым учителем мечтой быть любимыми и единственными, но не томиться и ревновать. На занятиях присутствовали и старшекурсники-русисты бакалаврских специальностей (русская филология, болгарский и русский языки, русский и английский языки, прикладная лингвистика).